Методология обследования потребительских ожиданий населения
Целью обследования потребительских ожиданий населения (далее - обследование) является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.
В соответствии с целью определены следующие задачи обследования:
изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
изучение мнения населения о рынках товаров/услуг и сбережений;
расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;
анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.
Объект обследования - население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания - предмет обследования.
Единица наблюдения - отдельный человек (респондент).
Метод обследования - формализованное персональное интервью по месту жительства респондентов.
Обследование потребительских ожиданий населения организуется ежеквартально в 88 субъектах Российской Федерации.
Территориальные органы государственной статистики проводят сбор первичной информации, ее компьютерный ввод и контроль.
Государственный комитет Российской Федерации по статистике осуществляет обработку информации и представление получаемых результатов, а также обеспечивает методологическое и программное сопровождение обследования.
Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный постановлением Госкомстата России от 21.10.98 № 102, включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.
В "Инструкции по организации обследования потребительских ожиданий населения" излагаются основные методологические положения обследования, порядок проведения обследования и обработки первичных данных, требования к собранной информации.
В "Инструкции интервьюеру по проведению обследования потребительских ожиданий населения" рассматриваются общие принципы проведения опроса, процедура отбора респондента, правила заполнения опросного листа, особенности постановки вопросов и фиксирования ответов, пояснения к некоторым вопросам.
"Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения" состоит из трех блоков: вводного блока, включающего обращение к респонденту и идентификационные коды обследования; блока - вопросника, состоящего из вопросов по основным аспектам мнения потребителей (об общей экономической ситуации, о личном материальном положении, о конъюнктуре рынка товаров/услуг и рынка сбережений); блока социально-демографических характеристик, включающего показатели, по которым проводится анализ данных о потребительских ожиданиях населения.
В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший опрос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария.
Для обеспечения ввода первичной информации и ее контроля, формирования информационных массивов, расчета сводных таблиц по результатам обследования разрабатываются специальные комплексы электронной обработки данных для территориального и федерального уровней.
Основными выходными данными обследования потребительских ожиданий населения, которые приводятся в сводных таблицах, являются характеристики совокупности респондентов и их домохозяйств, распределение ответов респондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий населения.
Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения позволяет определять по наиболее распространенным в мировой практике методикам коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведения населения в странах Европейского Сообщества, США и др. В настоящем обследовании для расчетов частных и обобщающих индексов мнения потребителей используется методика, применяемая для определения показателей, публикуемых Европейской Комиссией, а также методика, разработанная в Институте социальных исследований Мичиганского Университета (США).
Основные положения применяемых методик совпадают. Их отличия состоят в перечне вопросов опросного листа, используемых для определения обобщающих индексов, в применении в ходе проведения расчетов различных алгоритмов взвешивания вариантов ответов респондентов, а также в количественных границах изменения получаемых индексов и некоторых особенностях интерпретации результатов расчетов.
Частные индексы предназначены для изучения и оценки мнения населения по отдельным социально-экономическим аспектам общественной жизни:
экономическая ситуация России (произошедшие изменения, текущее состояние, ожидаемые изменения на краткосрочную и долгосрочную перспективы);
текущее состояние экономического положения территории;
ожидаемое изменение цен;
ожидаемое изменение числа безработных;
личное материальное положение (текущее состояние, произошедшие и ожидаемые изменения);
условия для крупных покупок и формирования сбережений.
Частные индексы рассчитываются по относительным показателям распределения ответов респондентов на вопросы опросного листа. В расчетах используется разница между процентом положительных ответов и процентом отрицательных ответов.
Обобщающие индексы (индекс уверенности потребителя, индекс потребительских настроений, индекс текущего состояния рынка, индекс экономических ожиданий) рассчитываются как средние арифметические значений ряда частных индексов:
индекс уверенности потребителя - на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок;
индекс потребительских настроений - на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы, благоприятности условий для крупных покупок;
индекс текущего состояния рынка - на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного материального положения, благоприятности условий для крупных покупок;
индекс экономических ожиданий - на основе частных индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Необходимо отметить, что данные обследования дают возможность разработать обобщающие показатели мнения населения с учетом российских особенностей.
В целом при анализе обобщающих и частных показателей потребительских ожиданий населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения индекса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение - рост пессимизма.
Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная многоступенчатая выборка.
Базой выборочной совокупности для обследования потребительских ожиданий является сформированная на основе материалов микропереписи населения 1994 г. сеть для выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого органами государственной статистики. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, является многомерной территориальной двухступенчатой выборкой, отражающей социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
Для отбора конкретных домохозяйств в выборочную совокупность обследования потребительских ожиданий населения была применена стратифицированная (территориальная) выборка, формирование которой проводилось с учетом следующих условий и ограничений:
1. Общий объем выборочной совокупности равен 5000 респондентов. При определении объема выборки учитывались такие факторы, как аналитические потребности дальнейшего дифференцированного анализа данных по каждой из значимых с точки зрения целей и задач обследования групп респондентов, соображения экономического характера, необходимость оперативного получения информации, общие требования к точности результатов, отсутствие количественных и качественных показателей по рассматриваемой проблеме, значительные размеры генеральной совокупности и ее территориальное размещение;
2. Численность подвыборок, отобранных от каждого региона (субъекта) Российской Федерации, участвующего в обследовании потребительских ожиданий населения, не должна быть малой (менее 30 единиц);
3. Структура общероссийской выборочной совокупности должна учитывать доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения отдельных регионов в общей численности взрослого населения России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:
(1)
при условии
(2)
где
n - объем выборочной совокупности;
  ni - объем подвыборки по страте (в настоящем обследовании в качестве типических групп, т.е. страт, рассматриваются регионы);
  i - субъект Российской Федерации, где проводится обследование потребительских ожиданий населения;
  r - число субъектов Российской Федерации, где проводится обследование потребительских ожиданий населения (в настоящем обследовании r = 88);
  wi - доля взрослого населения региона в общей численности взрослого населения России;
4. Структура подвыборки для каждого региона должна учитывать структуру населения этого региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:
(3)
где
nik - объем подвыборки внутри региона по типу населенного пункта и его размеру по численности проживающих;
  k - номер группы населенных пунктов по типу и размеру по численности проживающих;
  h - число используемых в обследовании групп населенных пунктов (в настоящем обследовании h = 5);
  wik - доля населения региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, в общей численности населения региона.
Конкретные домашние хозяйства для участия в опросе ежеквартально определяются территориальными органами государственной статистики методом случайного отбора в соответствии с рекомендациями по объему и структуре выборочной совокупности, разработанными Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в разрезе регионов.
В каждом домохозяйстве опрашивается только один человек. Отбор респондента для опроса осуществляется "методом последнего дня рождения" (в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню проведения опроса).
Для корректировки ("ремонта") выборки применяется специальная техника взвешивания с учетом показателей, определяемых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунктов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешивания разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса.
Для каждого респондента рассчитывается система весов:
для проведения взвешивания в пределах регионов
по половозрастной структуре взрослого населения региона;
по структуре населенных пунктов региона (их типу и размеру по численности населения);
по структуре регионов с учетом национальных округов;
для проведения взвешивания в целом по России
по региональной структуре численности взрослого населения России;
по половозрастной структуре взрослого населения России;
по структуре населенных пунктов России (их типу и размеру по численности населения).
В общем виде формула для расчета весов имеет вид:
(4)
где
lg - вес по признаку g ;
  wg - доля населения в генеральной совокупности, обладающего характеристикой g ;
  N - общее число опрошенных;
  Ng - число опрошенных, обладающих характеристикой g .
Рассчитанные веса в качестве дополнительных переменных записываются в базу индивидуальных данных по каждому опросному листу (каждому респонденту) и используются при формировании сводных итогов. Общий индивидуальный вес определяется как произведение соответствующих весов. Формирование системы весов осуществляется каждый третий месяц отчетного квартала.
Выборка, определенная для обследования потребительских ожиданий населения, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим показателям.
Данная многоступенчатая выборка относится к разряду вероятностных, так как на всех ступенях используются случайные способы формирования выборочной совокупности.
Характеристики точности рассчитываются по алгоритму оценки ошибки многоступенчатой выборки с учетом применения стратификации.
Разработанная выборка позволяет ежеквартально с достаточной степенью надежности проводить расчеты показателей потребительских ожиданий населения России, делать выводы об особенностях мнения отдельных групп потребителей России, а также рассчитывать показатели для изучения динамики потребительских настроений по каждому субъекту Российской Федерации.
Результаты обследования потребительских ожиданий населения предоставляют возможность:
проводить анализ экономического развития России;
объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;
принимать определенные прогнозные решения;
участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;
в совокупности с вычисляемыми и публикуемыми Государственным комитетом Российской Федерации по статистике показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс - показатель "экономического настроения";
решать некоторые практические коммерческие вопросы.
Источник: Методологические положения по статистике. Вып. 3, Госкомстат России. - М., 2000.