Методология обследования бюджетов домашних хозяйств
Цели и задачи статистического наблюдения
Обследование бюджетов домашних хозяйств по своему характеру является многоцелевым. Его основные задачи определены как получение весовых показателей для расчета индекса потребительских цен и данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Традиционно бюджетное обследование также является источником статистических данных о распределении населения по уровню материального благосостояния, об уровне бедности и потреблении продуктов питания.
Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех республиках в составе Российской Федерации, краях и областях по выборочному методу и охватывает 49175 домашних хозяйств.
Обследование строится на принципах добровольного участия в нем отобранных домашних хозяйств.
Определение исследуемой совокупности (рамки обследования)
Генеральную совокупность при отборе составляют все типы домашних хозяйств, за исключением коллективных домашних хозяйств (части населения, состоящей из лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
Определение и порядок формирования статистической основы наблюдения,
определение единицы отбора, единицы наблюдения
Базой для построения выборочной совокупности домашних хозяйств послужил информационный массив микропереписи населения 1994 г.
Использование указанной базы данных было обусловлено рядом преимуществ, к которым относятся следующие:
наличие готовой основы выборки на машинных носителях, что исключает одну из существенных статей затрат, связанных с составлением основы выборки;
исключение из процедуры формирования выборки ряда промежуточных ступеней отбора, связанных с отбором административных единиц и определением конкретного места проживания домашних хозяйств;
наличие на машинных носителях социально-экономической и демографической информации о населении (конкретном домашнем хозяйстве, лице) как в разрезе района, счетного участка, так и в целом по региону.
Конечной единицей отбора определено домашнее хозяйство, представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домашнее хозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.
Домашнее хозяйство является также и единицей обследования.
Алгоритм формирования совокупности единиц наблюдения,
подлежащих обследованию
Выборка для бюджетных обследований формируется на принципах представительности категории "все население" в пределах отдельного региона Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей).
В основу построения территориальной выборки домашних хозяйств положена двухступенчатая модель вероятностной (случайной) выборки с использованием процедуры расслоения на каждой из ступеней отбора. Процедура расслоения нацелена на формирование представительной выборочной совокупности домашних хозяйств, адекватно отражающей территориальные особенности расслоения населения, демографическую и социально-экономическую его структуру, объективно представляющей структурные изменения в условиях перехода к рыночной экономике.
Процедура расслоения состоит из двух уровней:
1. Территориальное расслоение (в два слоя) с учетом места проживания населения:
городская местность;
сельская местность;
2. Формирование в каждом слое подслоев с учетом структуры социально-экономических и демографических признаков. В систему таких признаков включены группировочные признаки, представленные в таблице 1.
Таблица 1
ГРУППИРОВОЧНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
Наименование группировочных признаков Число групп Условное обозначение признака
Распределение обследованных домашних хозяйств:
по размеру 7 из 1 человека, 2 человек, 3 человек, 4 человек, 5 человек, 6 человек, 7 и более человек
по принадлежности жилого помещения 2 государственный жилищный фонд,
частный жилищный фонд
по типу жилого помещения (для государственного жилищного фонда) 3 отдельная квартира; общая квартира (коммунальная), общежитие, другое жилое помещение; снимают жилое помещение
по наличию (отсутствию) в пользовании земельного участка 2 наличие (отсутствие) приусадебного, садового, дачного участка, огорода
Распределение обследованных лиц:
по проживанию в домашнем хозяйстве определенного размера 7 из 1 человека, 2 человек, 3 человек, 4 человек,
5 человек, 6 человек, 7 и более человек
по возрасту 10 0-6 лет, 7-12 лет, 13-16 лет, 17-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет, 50-54 лет, 55-59 лет, 60-64 лет, 65 лет и старше
по полу 2 мужчины; женщины
по источникам средств существования 15 заработная плата на предприятии, в организации, учреждении всех форм собственности; доходы от предпринимательской деятельности; доход от фермерского хозяйства; доход от работы у отдельных граждан; доход от личного подсобного хозяйства; доход от собственности; стипендия; пенсия по старости или за выслугу лет; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по безработице; различные пособия (кроме пособия по безработице); другой вид государственного обеспечения; на иждивении отдельных лиц; иной источник
по уровню образования 7 высшее, незаконченное высшее, среднее, специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное
по национальности 3 национальность, народность, этническая группа
Подслои формируются на первой и второй ступенях отбора.
Единицей отбора на первой ступени служит счетный участок микропереписи населения. Число отбираемых участков Нj определяется отдельно по городскому и сельскому населению с учетом объема выборки и нагрузки интервьюера (установленная нагрузка на одного интервьюера - 25 домашних хозяйств) :
,
где mj - объем выборки в региональном разрезе отдельно по городской (j = 1) и сельской (j = 2) местности.
Сформированный на первой ступени выборки массив счетных участков является информационной основой для выборки домашних хозяйств на второй ступени. На каждом отобранном счетном участке формируется выборка из 25 домашних хозяйств. Алгоритм формирования выборки построен таким образом, что совокупность характеристик элементов единиц (счетных участков домашних хозяйств), отобранных на каждой из ступеней отбора, представляет максимально возможное количество подслоев, сформированных в соответствии с выделенной системой признаков (включая и имеющих сравнительно низкий удельный вес в основе выборки). Это позволяет обеспечить в представленной выборке различные типы домашних хозяйств по их размеру и составу (социально-экономическую и демографическую структуру).
Организация процедур сбора данных
Реализация программы обследования осуществляется посредством ведения следующих форм обследования:
форма № 1-а "Дневник учета ежедневных расходов домашнего хозяйства";
форма № 1-б "Журнал учета домашним хозяйством покупок непродовольственных
товаров и полученных услуг";
форма № 1 "Опросный лист обследования бюджетов домашних хозяйств".
Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и ведении в домашнем хозяйстве записей о текущих расходах на потребление.
Учетный период обследования отдельно взятого домашнего хозяйства охватывает квартал. В течение трех месяцев установлены дифференцированные в зависимости от состава показателей процедуры сбора данных:
каждое из обследуемых домашних хозяйств дважды в течение квартала (2 раза по одной неделе) ведет дневниковые записи, которые представляют собой подробный учет денежных средств, затраченных на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг. В дневниковых записях также фиксируется количество потребленных продуктов питания без оплаты (за счет поступлений продукции собственного производства, подарков, безвозмездной помощи из других источников) и количество продуктов питания, оплаченных, но не предназначенных для потребления членами домашнего хозяйства. Дополнительно в дневниковых записях ежедневно фиксируются расходы на питание вне дома (рестораны, кафе, столовые, уличные киоски и т.д.);
в промежутке между двумя дневниковыми обследованиями домашнее хозяйство ведет журнальные записи, которые представляют собой учет покупок непродовольственных товаров и средств, затраченных на оплату услуг;
по окончании каждого месяца квартала с целью сбора дневниковых и журнальных записей посещаются все домашние хозяйства, подлежащие обследованию. При этом проводится промежуточный (месячный) опрос по программе опросного листа по обследованию бюджетов домашних хозяйств (форма № 1, раздел 1);
по окончании квартала осуществляется опрос всех домашних хозяйств, подлежащих обследованию, по программе ежеквартального опроса;
по завершению годичного цикла обследования проводится годовой опрос домашних хозяйств. Программа годового опроса включает в себя сбор данных о жилищных условиях домашних хозяйств, наличии в домашних хозяйствах предметов длительного пользования, обороте скота в личных подсобных хозяйствах, уровне образования членов домашних хозяйств.
Процедура сбора данных по дневниковым и журнальным обследованиям организуется на принципах ротации домашних хозяйств в пределах одного участка наблюдения.
В этих целях совокупность домашних хозяйств, обследуемых каждым интервьюером, подразделяется на три ротационные подгруппы, группировочным признаком для формирования которых служит размер домашнего хозяйства.
Процедура обследования должна обеспечить порядок, в соответствии с которым каждая из групп домашних хозяйств в течение месяца должна попадать под разные типы сбора данных: ведение недельных дневниковых записей, 2-3-недельных и месячных журнальных записей.
Исправление и дополнение дневниковых и журнальных записей может производиться интервьюером при посещении им домашнего хозяйства только с согласия обследуемых.
Распространение итогов выборочного наблюдения
на исследуемую совокупность.
Восстановление неполноты данных
Проведение статистического взвешивания итогов обследования домашних хозяйств производится в целях получения распространенных на генеральную совокупность данных. Реализация этого метода осуществляется посредством присвоения каждому обследованному домашнему хозяйству статистического веса, который характеризует общее число домашних хозяйств, представляемых частью, попавшей в выборку. Это положение основано на гипотезе о соответствии группы обследованных домашних хозяйств, объединенных по какому-либо признаку, группе домашних хозяйств с тем же признаком в генеральной совокупности. Веса для показателей индивидуальных бюджетов домашних хозяйств рассчитываются ежеквартально.
Формирование статистических весов производится в два этапа:
первый этап состоит в расчете "базовых" весов, позволяющих привести данные выборочного обследования к генеральной совокупности, исходя из общих принципов отбора;
второй этап состоит в корректировке "базовых" весов выборки на смещение, вызванное невозможностью по разным причинам получить информацию по полному кругу домашних хозяйств, включенных в выборочную совокупность.
Для расчета весов на первом этапе взвешивания используется следующая информация:
данные микропереписи населения 1994 г. о распределении членов обследуемых домашних хозяйств по семьям различного состава отдельно по городскому и сельскому населению в региональном разрезе;
данные о численности населения по состоянию на 1 января текущего года по городскому и сельскому населению в региональном разрезе.
Каждому домашнему хозяйству k-го вида в j-м разрезе в процессе распространения присваивается вес Gkj, равный:
,
где k = 1 - домашние хозяйства, состоящие из 1 человека;
  k = 2 - домашние хозяйства, состоящие из 2 человек;
  k = 3 - домашние хозяйства, состоящие из 3 человек;
  k = 4 - домашние хозяйства, состоящие из 4 человек;
  k = 5 - домашние хозяйства, состоящие из 5 и более человек;
  j = 0 - вся территория;
  j = 1 - город;
  j = 2 - село;
  - удельный вес числа членов домашних хозяйств в k-й группе j-го разреза по данным микропереписи населения 1994 г.;
  - численность населения j-го разреза по данным текущей статистики;
  - число членов домашних хозяйств k-й группы по данным выборочного обследования в j-м разрезе.
Сумма "базовых" весов обеспечивает оценку количества всех домашних хозяйств данного региона и России в целом. Однако, если их использование позволяет сохранить соответствие выборочной совокупности изначальным принципам формирования выборки, исходя из демографических признаков, то целью второго этапа взвешивания является получение данных, соответствующих генеральной совокупности по признакам экономического характера. Основной причиной, нарушающей их соответствие, служат отказы от участия в обследовании, главным образом, из-за нежелания оглашать уровень своего материального достатка. Недополучение ответов от групп домашних хозяйств с относительно высокими доходами является серьезным недостатком, искажающим результаты обследования. В этих условиях возникает необходимость проведения дополнительной корректировки весов.
Корректировка "базовых" весов на втором этапе взвешивания проводится на основе использования региональных данных о среднедушевых денежных доходах генеральной совокупности и гипотезы о соответствии распределения доходов в генеральной совокупности закону логнормального распределения. Состоятельность данной гипотезы проверяется предварительными расчетами рядов распределения обследуемого населения, полученных при перевзвешивании по "базовым" весам.
Процедура расчета показателей обследования
и точности получаемых результатов
Определения показателей
Денежный доход домашнего хозяйства определяется, исходя из суммы произведенного домашним хозяйством денежного расхода и сложившегося прироста финансовых активов в течение учетного периода обследования. Денежный доход представляет собой объем денежных средств, которыми располагало домашнее хозяйство для обеспечения своих расходов и создания сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов.
Прирост (уменьшение) финансовых активов домашних хозяйств представляет собой расчетный показатель, основанный на определении сальдо между суммой сбережений, сделанных домашним хозяйством за счет собственных доходов, и суммой привлеченных накопленных ранее средств, ссуд и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашнего хозяйства в течение учетного периода обследования).
Стоимость натуральных поступлений продуктов питания - условно исчисленная по средним ценам покупки1) стоимость потребленных домашним хозяйством продуктов питания, поступивших в натуральном выражении как в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства, так и из любых других источников (помощь родственников и т.п.).
Стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот - оценка в денежном эквиваленте2) суммы полученных членами обследуемого домашнего хозяйства различных дотаций и льгот на покупку товаров или оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости. Здесь также учитывается денежная оценка поощрений товарами от предприятий и организаций.
Стоимость потребленных за учетный период обследования натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот в сумме составляют стоимость натуральных поступлений.
Валовой доход домашних хозяйств состоит из суммы денежных доходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.
Денежные расходы домашних хозяйств представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домашнего хозяйства в течение учетного периода обследования, и включают в себя потребительские расходы, а также расходы, не связанные с потреблением. В состав денежных расходов не включаются суммы инвестиций, затраты на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и суммы, положенные на банковские счета.
Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение учетного периода обследования и предназначались ли они для потребления внутри обследуемого домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитывается покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений.
Стоимость питания в домашних хозяйствах складывается из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимости натуральных поступлений продуктов питания.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоят из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот. В расходы на конечное потребление не включается стоимость продуктов питания, если они были куплены не для потребления внутри обследуемого домашнего хозяйства.
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств исчисляются как сумма валовых доходов домашнего хозяйства и накопленных ранее средств, ссуд и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашнего хозяйства в течение учетного периода обследования). Располагаемые ресурсы представляют собой сумму денежных средств, которыми располагало домашнее хозяйство для обеспечения своих расходов и создания сбережений, а также стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.
Алгоритм расчета показателей
Значения обобщающих показателей доходов и расходов определяются для каждого домашнего хозяйства на основе слитого массива всех данных, полученных в ходе обследования. Объединение данных основано на принципе приведения к единому временному периоду и производится объединением дневниковых записей за два недельных периода, журнальных записей и показателей опросного листа за квартал. Преобразование недельных дневниковых записей до квартального периода осуществляется умножением значений показателей на коэффициент досчета Кz , который рассчитывается по формуле:
где Nk - число дней в квартале;
Nd - число дней ведения дневника;
p - число периодов ведения дневника, р = 2.
Алгоритм формирования агрегированных показателей обследования приводится в таблице 2.
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕГИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Наименование агрегированного показателя Обозначение показателя Алгоритм формирования агрегированных
показателей
в разра-боточных таблицах в базе данных (файл FRTTGGPP) источники
формирования
порядок расчета
Расходы на покупку продуктов питания а PROD Форма № 1-а "Дневник учета ежедневных расходов домашнего хозяйства" (раздел 1, графа 6) Сумма по кодам 101-108 (хлеб и крупяные изделия), 121-134 (мясо и мясопродукты), 141-145 (рыба и рыбопродукты), 151-163 (молоко, молочные продукты и яйца), 171,172 (растительные масла и жиры),
181-189 (фрукты и ягоды), 201-210 (овощи, включая картофель),
221-227 (сахар и кондитерские изделия), 241-245 (другие продукты питания), 261-263,271,272 (безалкогольные напитки) х Kz
Расходы на питание вне дома б PITRES Форма № 1-а (раздел 4) Сумма по кодам 911, 912 х Kz
Расходы на покупку алкогольных напитков в ALK Форма № 1-а (раздел 1, графа 6) Сумма по кодам 301-303 (ликеро-водочные изделия), 311, 312 (вина), 321 (пиво) х Kz
Расходы на покупку непродовольственных товаров г NEPROD Форма № 1-а (раздел 1, графа 6 по коду 331; раздел 5а, графа 6; раздел 5б, графа 5; раздел 5в, графа 4);
форма № 1-б "Журнал учета домашним хозяйством покупок непродовольственных товаров и полученных услуг" (раздел 1а, графа 6; раздел 1б, графа 5; раздел 1в, графа 4)
Сумма по кодам 401-404 (ткани), 411-421, 431-434 (одежда), 451-458 (обувь), 481-485 (строительные материалы для ремонта), 571,572, 581-583 (топливо для дома), 601-607, 611,631 (мебель, ковры, текстильные изделия для дома), 641-648, 661,662 (домашние электроприборы), 681-683 (посуда и домашняя утварь), 692,694,702,703 (инструменты и электропринадлежности), 711-715 (бытовая химия и прочие хозяйственные принадлежности), 731 (лекарства, медицинские принадлежности и оборудование), 741-745, 751-753 (транспортные средства, запчасти и принадлежности), 761-763 (горюче-смазочные материалы), 792, 801-808, 811-813, 821, 822 (культтовары), 831, 832, 841, 851 (игры и товары для спорта и хобби), 881-884 (книги и канцтовары), 931-933 (парфюмерно-косметические товары и предметы личной гигиены), 942,944 (часы и прочие предметы личного обихода), [331 (табачные изделия) х Kz]
Расходы на оплату услуг д USLUG Форма № 1-а (раздел 6,
графа 4);
форма № 1-б (раздел 2,
графа 4)
Сумма по кодам 441-443, 461-463 (пошив и ремонт одежды и обуви), 471,472 (квартплата), 501 (ремонт жилья), 511, 521, 531, 541, 551, 561, 591, 592 (коммунальные услуги), 621, 649, 671, 696 (ремонт предметов домашнего обихода, домашнего оборудования, мебели), 721, 722, 891 (прочие бытовые услуги), 732-734 (медицинские услуги), 735 (санаторно-оздоровительные услуги), 771,772 (ремонт транспортных средств), 781-787 (транспортные услуги), 791, 793 (услуги связи), 814, 823, 943 (ремонт культтоваров), 861-864,871,872 (услуги в области культуры и развлечений), 901-904 (услуги образования), 913 (услуги по предоставлению жилья), 921, 922, 934 (личные услуги), 951 (услуги по социальной защите), 952 (услуги дошкольных учреждений), 961-965 (услуги страхования), 971, 981, 982, 984 (прочие услуги)
Потребительские расходы 1 POTRAS Сводный показатель а + б + в + г + д
Затраты на ведение личного подсобного хозяйства е LPX Форма № 1-а (раздел 5в, графа 4);
форма № 1-б (раздел 1в,
графа 4);
форма № 1 "Опросный лист обследования бюджетов домашних хозяйств"
Формы № 1-а, № 1-б - сумма по кодам 691, 693, 701 (сельхозтехника и инвентарь), 842 (семена, рассада), 852 (покупка скота), 853 (корма), 695, 865, 983 (производственные услуги);
форма № 1 - сумма значений показателя R1V351 (аренда земли)
Расходы на покупку недвижимости ж PNEDV Форма № 1 (раздел 1, вопрос 2, графа 2) Сумма значений показателей R1V212 - R1V252
Расходы на покупку ювелирных изделий з PGOD Форма № 1-а (раздел 5в,
графа 4);
форма № 1-б (раздел 1в,
графа 4)
Сумма по коду 941
Расходы на покупку стройматериалов для строительства и капитального ремонта и PSTROY Форма № 1-а (раздел 5б,
графа 5);форма № 1-б (раздел 1б, графа 5)
Сумма по кодам 486 - 490
Оплата услуг по строительству и капитальному ремонту к USLSTROY Форма № 1-а (раздел 6,
графа 4); форма № 1-б (раздел 2, графа 4)
Сумма по коду 502
Расходы на промежуточное потребление и валовое накопление основного капитала 2 PROMPOT Сводный показатель е + ж + з + и + к
Налоги, сборы и другие обязательные платежи 3 NALOG Форма № 1 (раздел 1, вопрос 1, графа 2) Сумма значений показателя R1V112
Другие расходы 4 DRRAS Форма № 1 (раздел 1, вопрос 1, графа 2; вопрос 3, графа 2; вопрос 5);форма
№ 1-а (раздел 6,
графа 4); форма № 1-б (раздел 2,
графа 4)
Сумма значений показателей R1V122- R1V152 (погашение кредита, возврат ссуд, уплата алиментов, страховых и членских взносов, отдано безвозмездно родственникам и знакомым), R1V362 (покупка прочей недвижимости), R1V511 (другие расходы) по форме № 1 минус сумма по кодам 961-965 (услуги страхования) по формам №№ 1-а, 1-б
Денежные расходы I DENRAS Сводный показатель 1 + 2 + 3 + 4
Сумма сделанных сбережений л PLSBER Форма № 1 (раздел 1, вопрос 9) Сумма значений показателя R1V911
Сумма займа и израсходованных сбережений м MSBER Форма № 1 (раздел 1, вопрос 7) Сумма значений показателя R1V711
Прирост финансовых активов II FAKT Сводный показатель л - м
Денежные доходы III DOXODSN Сводный показатель I + II
Стоимость натуральных поступлений продуктов питания н NATPROD Форма № 1-а (раздел 2,
графа 4)
Сумма оценок по средним ценам покупки натуральных поступлений продуктов питания [(коды 101-108, 121-134,141-145, 151-163, 171,172, 181-189, 201-210, 221-227, 241, 242, 244, 261-263, 271, 272) х Kz]
Стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот п NATDOT Форма № 1 (раздел 3, вопрос 17) Сумма значений показателя R3V172
Стоимость натуральных поступлений IY NATDOX Сводный
показатель
н + п
Валовые доходы Y DOXODSV Сводный
показатель
III + IY
Стоимость отданных домашним хозяйством продуктов питания р OTDPROD Форма № 1-а (раздел 3, 
графа 3)
Сумма оценок по средним ценам покупки натуральных передач продуктов питания [(коды 101-108,121-134, 141-145,151-163, 171,172,181-189, 201-210,221-227,241,242,244,
261-263, 271,272) х Kz]
Расходы на конечное потребление YI KONPOT Сводный показатель 1 + IY - р
Располагаемые
ресурсы
YII RASRESS Сводный показатель I + л + IY или Y + м
Разрезы разработки и порядок формирования группировочных признаков
по итогам обследования
Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации и по регионам, включенным в план обследования, в следующих разрезах:
I. По географическому признаку, определяемому на основании адресной части форм обследования:
домашние хозяйства в городской местности;
домашние хозяйства в сельской местности;
II. По форме количественного выражения разрабатываемых показателей:
абсолютные данные представляют собой сводные итоги обследования, полученные суммированием взвешенных данных индивидуальных бюджетов домашних хозяйств с охватом всей совокупности респондентов или ее части, относящейся к той или иной группе;
данные в среднем на 100 членов домашних хозяйств рассчитываются делением абсолютных данных на взвешенное число наличных членов домашнего хозяйства, определяемое на основе данных помесячной регистрации числа лиц, проживающих в домашнем хозяйстве. К наличным лицам относятся все члены домашнего хозяйства, кроме длительно отсутствующих (находящихся в командировке, призванных в ряды Российской Армии, учащихся в школах-интернатах и т.п.);
относительные данные приводятся в процентах и рассчитываются из абсолютных данных;
III. В группировках по ряду социально-экономических признаков. Группировочными признаками при разработке итогов обследования являются:
1) состав домашних хозяйств:
а) по числу совместно проживающих лиц: б) по числу детей в возрасте до 16 лет:
из 1 лица;
с 1 ребенком;
из 2 лиц;
с 2 детьми;
из 3 лиц;
с 3 детьми;
из 4 лиц;
с 4 и более детьми;
из 5 и более лиц;
 
2) социально-демографическая типология домашних хозяйств:
А. Семейные домашние хозяйства (семьи) - типы 1 - 9.
Тип 1 - "Супружеская пара без детей" (полная простая семья без детей). Это либо молодые супруги, у которых еще нет детей, либо супруги, от которых дети уже отделились (уехали на работу, учебу, в армию и т.д., выделились своей семьей, умерли).
Тип 2 - "Супружеская пара без детей с родственниками" (полная сложная семья без детей).
К этому типу относятся семьи, в которых помимо супругов живут родители (или один из них), а также другие родственники без детей.
Тип 3 - "Супружеская пара с детьми до 18 лет" (полная семья с несовершеннолетними детьми).
К этому типу относятся семьи, имеющие в своем составе детей до 18 лет. Семья остается в этом типе даже в том случае, если имеет двух детей и только один из них не достиг еще 18 лет.
Тип 4 - "Супружеская пара с детьми до 18 лет с родственниками" (полная сложная семья с несовершеннолетними детьми).
В состав семей этого типа помимо супружеской пары и их детей могут входить родители (или один из них) кого-либо из супругов, другие родственники (брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, племянник и т.д.).
Тип 5 - "Супружеская пара со взрослыми детьми и родственниками" (полная простая/сложная семья со взрослыми детьми).
В эту группу семей входят те семьи, в составе которых супруги и их взрослые дети. Кроме того, сюда же относятся и сложные семьи, где кроме них живут и родители одного из супругов, а также другие родственники без детей. Объединение их в одну группу объясняется их относительно низкой долей среди семейных домашних хозяйств, а также главным признаком - отсутствием несовершеннолетних детей, что является определяющим фактором семейного благосостояния.
Тип 6 - "Мать (отец) с детьми до 18 лет" (неполная простая семья с несовершеннолетними детьми).
Также как в случае полных семей, мать или отец, имеющие несколько детей разного возраста, в том числе, наряду с несовершеннолетними, детей старше 18 лет, остаются в том же типе.
Тип 7 - "Мать (отец) с детьми до 18 лет с родственниками" (неполная сложная семья с несовершеннолетними детьми).
В состав семей этого типа помимо одного из супругов и детей могут входить родители (или один из них), другие родственники.
Тип 8 - "Мать (отец) со взрослыми детьми и родственниками" (неполная простая/сложная семья со взрослыми детьми).
В этом случае (также как и в типе 5) объединены простые и сложные неполные семьи, главный объединяющий их признак - отсутствие детей в возрасте до 18 лет.
Тип 9 - "Прочие семейные домашние хозяйства".
Это семьи, состоящие из родственников, но не включающие в себя супругов или одного из родителей с детьми. Чаще всего к ним относятся семьи, в которых живут бабушки и(или) дедушки с внуками, тетя и племянники, брат и сестра или две сестры (без родителей) и т.д.;
Б. Несемейные домашние хозяйства - типы 10, 11.
Тип 10 - "Одиночки".
Лица, не имеющие семьи, а также имеющие семью, но живущие постоянно отдельно от нее и не имеющие с ней общего бюджета.
Тип 11 - "Прочие несемейные домашние хозяйства".
Это домашние хозяйства, включающие лиц, не состоящих в родстве (свойстве), но объединяющие свои бюджеты. Например, двое студентов, совместно снимающих квартиру и ведущих общее хозяйство.
В. Домашние хозяйства пенсионеров.
К домашним хозяйствам пенсионеров были отнесены домашние хозяйства, состоящие из лиц, проживающих вместе, полностью или частично объединяющих свои доходы и по основному роду занятий относящихся к пенсионерам (включая работающих пенсионеров и других членов домашнего хозяйства, не имеющих собственных источников доходов).
Источником информации для формирования указанных типов домашних хозяйств является Реестр домашнего хозяйства, в который заносится информация о всех наличных членах домашнего хозяйства по состоянию на конец квартала (раздел 3 "Опросного листа обследования бюджетов домашних хозяйств", строки 1, 4);
3) показатели, характеризующие уровень благосостояния домашних хозяйств.
В систему показателей, характеризующих благосостояние домашних хозяйств по итогам обследования, включены:
денежные доходы;
денежные расходы;
валовые доходы;
располагаемые ресурсы.
Для построения группировок используется метод ранжирования индивидуальных бюджетов домашних хозяйств по возрастанию среднедушевого значения признака, положенного в основу оценки благосостояния. С использованием этого метода обследуемые домашние хозяйства и население в них группируются:
по децильным (10-процентным) группам обследуемого населения;
по интервальному ряду распределения домашних хозяйств (населения) в зависимости от размера показателя благосостояния;
по категории домашних хозяйств (населения), имеющих уровень благосостояния ниже величины прожиточного минимума.
При построении группировок по децильным группам применяется порядок, в соответствии с которым взвешенные данные по числу лиц в домашних хозяйствах ранжируются по мере возрастания среднедушевых показателей благосостояния и суммируются нарастающим итогом с получением общего числа обследуемого населения. Эта численность принимается за 100%. Сумма всех домашних хозяйств, где сосредоточено по 10% от общего числа обследуемого населения, относится к соответствующей децильной группе населения, распределенного по мере роста показателей благосостояния.
Ключевой характеристикой для оценки неравномерности распределения показателей благосостояния домашних хозяйств является коэффициент, указывающий на соотношение между суммарными значениями по наиболее и наименее обеспеченным группам населения. В разработке данных обследования бюджетов домашних хозяйств в качестве такой характеристики применяется коэффициент фондов , расчет которого осуществляется по следующей формуле:
,
где j =
1,2;
- суммарное значение признака, которое приходится на 10% населения j-го разреза с самыми высокими значениями признака;
- суммарное значение признака, которое приходится на 10% населения j-го разреза с самыми низкими значениями признака.
Коэффициент фондов на уровне всего региона или России в целом рассчитывается по формуле:
.
Коэффициент фондов на уровне Российской Федерации для разрезов "город" и "село" определяется по формуле:
,
где j = 1,2;
- сумма обследуемых территорий;
- суммарное значение признака, которое приходится на 10% населения t-й территории j-го разреза с самыми высокими значениями признака;
- суммарное значение признака, которое приходится на 10% населения t-й территории j-го разреза с самыми низкими значениями признака.
При построении группировок по интервальному ряду применяется порядок, в соответствии с которым взвешенные данные по числу лиц ранжируются по мере возрастания показателей уровня благосостояния и суммируются в границах интервального ряда. Границы интервального ряда пересматриваются ежегодно.
При построении группировки по категории имеющих уровень благосостояния ниже величины прожиточного минимума (бедных домашних хозяйств) применяется порядок, в соответствии, с которым взвешенные данные по числу лиц ранжируются по мере возрастания показателей уровня благосостояния и суммируются в границах до величины прожиточного минимума.
Из числа характеристик, объясняющих положение категории домашних хозяйств с уровнем благосостояния ниже величины прожиточного минимума, в разработке итогов обследования бюджетов домашних хозяйств используются показатели:
процентного соотношения этой категории домашних хозяйств (населения в них) к общей численности домашних хозяйств (населения);
дефицита средств этой категории домашних хозяйств, необходимого для доведения уровня их благосостояния до величины прожиточного минимума.
К первой группе показателей относятся коэффициенты бедности и крайней бедности.
Коэффициент бедности:
,
где -
численность всех обследуемых домашних хозяйств в j-м разрезе;
- число домашних хозяйств в j-м разрезе со среднедушевыми показателями благосостояния ниже величины прожиточного минимума;
- число наличных членов в i-м домашнем хозяйстве в выборке в j-м разрезе;
- индивидуальный вес домашнего хозяйства k-й группы j-го разреза.
Коэффициент крайней бедности:
,
где
- число домашних хозяйств в j-м разрезе со среднедушевыми показателями благосостояния ниже половины величины прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума для i-го домашнего хозяйства рассчитывается в среднем на душу с учетом половозрастного состава данного домашнего хозяйства по следующей формуле:
,
где -
величина прожиточного минимума в среднем на душу населения t-го региона Российской Федерации;
- число наличных членов в i-м домашнем хозяйстве;
- индивидуальный нормативный коэффициент, назначаемый в зависимости от возраста члена семьи: для наличных членов трудоспособного возраста - 1,125; пенсионного возраста - 0,705; детей до 16 лет - 1,018.
Ко второй группе показателей относятся индексы глубины и остроты бедности. Оба индекса характеризуют отношение дефицита в уровне благосостояния домашних хозяйств (т.е. разницы между одним из показателей благосостояния и величиной прожиточного минимума) к величине прожиточного минимума в расчете на одного человека. Отличие между двумя показателями заключается в том, что при расчете индекса глубины бедности берется простое отношение дефицита к величине прожиточного минимума, а при расчете остроты бедности оно возводится во вторую степень, что в итоге придает этой характеристике большую чувствительность к уровню благосостояния наиболее бедных.
Индекс глубины бедности и индекс остроты бедности рассчитываются по следующей формуле:
,
где a =
1,2;
- среднедушевое значение признака (дохода, валового дохода, располагаемого ресурса или расхода) в i-м домашнем хозяйстве этой группы в j-м разрезе.
Оценка точности получаемых результатов
По количественным переменным стандартная ошибка :
.
По качественным переменным стандартная ошибка :
,
где f1 , f2 - доля отбора соответственно на I и II ступени построения выборки;
  n - число счетных участков, включенных в выборку на I ступени;
- среднее количество домашних хозяйств в счетном участке по генеральной совокупности;
  Mi - число домашних хозяйств в i-м счетном участке (генеральная совокупность);
- среднее значение признака на i-ю первичную единицу (счетный участок);
- среднее значение признака для всей выборочной совокупности;
- дисперсия значений признака вторичных единиц (домашнее хозяйство) внутри i-й первичной единицы (счетный участок), оцененная по выборке;
  mi - число домашних домохозяйств, отбираемых из i-го счетного участка;
- доля признака в выборке для i-го счетного участка;
;
- доля признака для всей выборочной совокупности;
- среднее количество домашних хозяйств в счетном участке по выборке;
  N - число счетных участков в генеральной совокупности;
  - значение признака, полученное для j-го домашнего хозяйства в i-м счетном участке;
  - число лиц, обладающих данным признаком в i-м счетном участке.
Границы доверительного интервала для среднего значения признака:
для количественных переменных: ;
для качественных переменных:,
где - квантиль стандартного нормального распределения, соответствующий желательной доверительной вероятности, при P = 0,9545 t = 2; при P = 0,95 t =1,96.
Коэффициент вариации оценки:
для количественных переменных: ;
для качественных переменных: .
Источник: Методологические положения по статистике. Вып. 3, Госкомстат России. - М., 2000.

1) Средние цены покупки рассчитываются в пределах одного региона (республики, края, области) на основе данных о стоимости и количестве купленных обследуемыми домашними хозяйствами продовольственных товаров в течение учетного периода обследования.
2) Оценка производится со слов опрашиваемых членов домохозяйства.